Основоположник осетинского аланства Всеволод Миллер : Аланами были несколько народов.

Цитата из книги В. Миллера, доказывающая, что чечено-ингуши – аланы.

(книгa Всеволода Миллера “Осетинские этюды” скачать или смотреть онлайн –ссылка–vsevoloda-miller-osetinskie-etyud)

Один из основоположников осетинского аланства Всеволод Миллер (1848 – 1913) представляет в своей книге сведения, которые больше доказывают аланство чечено-ингушей, чем осетин.

Представляю вам текст из книги Всеволода Миллера “Осетинские этюды”. Этот автор пытался доказать, что осетины аланы, но его трактовка источников как раз говорит о том, что осетины могли быть только частью алан, и даже если они и были частью алан, то они были в подчиненном положении у доминирующих алан (чечено-ингушей).

Итак, В. Миллер писал:

“Подобно тому, как у Прокопия название аланов прилагается ко всем северо-кавказским народам, так что аланы занимают на востоке территорию до Каспийских врат, так и у арабов аланами называются не только народности на западном Кавказе, но и воинственные племена Дагестана и вообще северо-восточного Кавказа, может быть, предки некоторых нынешних народцев Дагестана и Чечни. Так, по одним свидетельствам, в соседстве аланов живет народ Кашак, в котором не трудно видеть наших летописных касогов, соседей ясов 1). Кашаки сидят между Кавказом и морем Рум т.е. Черным. Между областью аланов и Кавказом Масуди упоминает замечательный замок, построенный на реке и называемый замком аланов. В этом замке, в котором не трудно узнать развалины так называемого замка Тамары в Дариальском ущелье, персы содержали гарнизон с целью препятствовать набегам аланов на Закавказье (см. выше в главе I); затем он был занят арабами, которых потомки во времен Масуди (943) еще занимали эту твердыню. Далее мы узнаем, что с аланами соседят печенеги 2), что царь абхазский был вассалом аланов 3), что страна аланов граничит с территорией кумыков 4), и что вместе с тем Аланы соседи Руси 5). Все эти арабские свидетельства позволяют видеть в этой части аланов предков нынешних осетин, которые в X в. были соседями касогов, печенегов, абхазцев и Руси (тмутараканской). Но с другой стороны едва-ли с оссами можно отождествлять тех аланов, о которых Масуди сообщает, что их царство граничит с Сериром (Дагестаном), что их цари носят титул Керкандадж, что столица их страны называется Маас и что царь аланский породнился (во времена Масуди) с царем Серира 6). Из того же источника мы узнаем, что аланы сначала были язычники, затем приняли христианство, а после 320 года геджры, т.е. в половине X века, конечно, под влиянием мусульман Дагестана, отказались от христианства и прогнали священников и епископов, которых посылал к ним царь Рума т.е. Византии 7). Это свидетельство также не может относиться к предкам нынешних осетин, к которым мусульманство проникло не с востока, а с запада (из Крыма) и притом гораздо позже X века.
Таким образом арабские, как и западные, свидетельства об аланах только отчасти касаются оссов, а частью могут относиться к другим племенам северного Кавказа.
В виду всех вышеприведенных доказательств тому, что название аланы в свидетельствах средневековых историков и географов обнимало и предков нынешних осетин, считаем нужным просмотреть вообще известия об аланах в хронологическом порядке, подвергая каждое отдельному обсуждению.” (В. Миллер, Осетинские этюды, Часть Третья, Москва, 1887, стр. 45-47)


Разбор этой цитаты В. Миллера.

1) В. Миллер пишет, что “у Прокопия название аланов прилагается ко всем северо-кавказским народам, так что аланы занимают на востоке территорию до Каспийских врат, так и у арабов аланами называются не только народности на западном Кавказе, но и воинственные племена Дагестана и вообще северо-восточного Кавказа, может быть, предки некоторых нынешних народцев Дагестана и Чечни.”.

Такимо образом, согласно Миллеру, Прокопий Кесарийский называл предков ингушей и чеченцев аланами, поскольку “у Прокопия название аланов прилагается ко всем северо-кавказским народам”.

Далее Миллер пишет, что “у арабов аланами называются не только народности на западном Кавказе, но и воинственные племена Дагестана и вообще северо-восточного Кавказа, может быть, предки некоторых нынешних народцев Дагестана и Чечни.”.

В. Миллер отмечает, что у арабов аланами называются народности на западном Кавказе и воинственные племена северо-восточного Кавказа, т.е. ламройцы (чечено-ингуши) и дагестанцы. Затем он отмечает, “может быть, предки некоторых нынешних народцев Дагестана и Чечни.”.

2) Затем Миллер упоминает информацию из различных источников, в которых приводятся сведения о границах алан – аланы граничат с кашаками (черкесами), между аланами и Кавказом находится замок аланов в Дарьяльском ущелье, аланы граничат с печенегами, абхазский царь вассал аланов, страна аланов граничит с территорией кумыков, аланы граничат с Русью.

После этого он пишет, что “Все эти арабские свидетельства позволяют видеть в этой части аланов предков нынешних осетин, которые в X в. были соседями касогов, печенегов, абхазцев и Руси (тмутараканской).”

Начнем здесь с того, что Миллер пишет, что “…эти арабские свидетельства позволяют видеть в этой части аланов предков нынешних осетин…”. Таким образом, Миллер делает только часть аланов предками осетин. Только часть аланов. А не всех аланов.

Далее, отметим, что все эти арабские свидетельства нисколько не свидетельствуют, что даже часть аланов являлись предками осетин, по той простой причине, что в те времена предков осетин на Северном Кавказе быть вовсе и не могло, а их земли и земли западнее них в те времена населяли ламройцы (чечено-ингуши) до территорий прилегающих к Эльбрусу, которые и были известны как аланы.

Поэтому его цитата

“Все эти арабские свидетельства позволяют видеть в этой части аланов предков нынешних осетин, которые в X в. были соседями касогов, печенегов, абхазцев и Руси (тмутараканской).”

недействительна. Эти арабские свидетельства как раз свидетельствуют, что предки ламройцев населяли земли гораздо западнее их современного места проживания и граничили на западе с касогами, абхазами, печенегами и Русью Тмутараканской.

Предки же современных осетин появились на территориях современной Северной Осетии в периоде между 13-16 веками. Эти земли грузины издревле называли Овсети, поскольку пришлые иронцы и дигорцы осели на землях Овсети, то грузины и их тоже начали называть овсети, с тех пор это название за ними закрепилось как осети, в русской форме – осетины.

3) В. Миллер пишет далее:

“Но с другой стороны едва-ли с оссами можно отождествлять тех аланов, о которых Масуди сообщает, что их царство граничит с Сериром (Дагестаном), что их цари носят титул Керкандадж, что столица их страны называется Маас и что царь аланский породнился (во времена Масуди) с царем Серира 6).”

Миллер сомневается в том, что осетины имеют отношение к аланам, граничавшим с Дагестаном и имевшим своей столицей Маас.

Указываемые здесь Миллером аланы являются прямыми предками чечено-ингушей, издревле граничаших с Дагестаном и они никакого отношения к осетинам не имеют. Более того, аланская столица Маас имеет прямое отношение к чеченоингушам и никакого отношения к осетинам не имеет. Доподлинно уже известно, что аланская столица Маас находилась в горах Чечни. Это подтверждается чеченскими преданиями записанными Адольфом Берже в 19 веке, где “Меэстэ” указывается в качестве древнего этногенетического центра чеченцев (см. Чечня и чеченцы, Тифлис, 1859 г.). В том же 19 веке чеченский этнограф Умалат Лаудаев писал, что Мааста являлась одной из столиц Чечни, наряду с Нашахом. Название Мааста до сих пор сохранилось в горной Чечне и отложилось в названии исторической области Чечни – Майста.

(про местонахождение аланской столицы можете прочитать в статье Маас – древняя столица аланов – http://www.alanoymork.com/alanskaya-stolitsa-v-gorah-chechni/maas-drevnyaya-stolitsa-alanov-chast-1).

Таким образом, столица Аланов – Маас – имеет непосредственное отношение к ламройцам (чечено-ингушам) – она являлась их древней столицей. Соответственно, раз древняя аланская столица – их столица, то соответственно чечено-ингуши являлись доминирующим народом в Алании. Управление всей Аланией шло из центра, расположенного в современной горной Чечне. И соответственно, даже если допустить, что в состав Алании входили и осетины, то они занимали подчиненное положение в этой стране, поскольку правили в ней чечено-ингуши.

4) Далее уже Миллер прямым текстом пишет, что осетины не имеют никакого отношения к аланам, которые под давлением мусульман из Дагестана отреклись от христианства и прогнали священников и епископов.

“Из того же источника мы узнаем, что аланы сначала были язычники, затем приняли христианство, а после 320 года геджры, т.е. в половине X века, конечно, под влиянием мусульман Дагестана, отказались от христианства и прогнали священников и епископов, которых посылал к ним царь Рума т.е. Византии 7). Это свидетельство также не может относиться к предкам нынешних осетин, к которым мусульманство проникло не с востока, а с запада (из Крыма) и притом гораздо позже X века.”

Разумеется, что под этими аланами следует понимать ламройцев (чечено-ингушей), которые как раз жили рядом с Дагестаном.

Таким образом, здесь можно найти свидетельство того, что аланы – предки чечено-ингушей.

5) Миллер писал:

“Таким образом арабские, как и западные, свидетельства об аланах только отчасти касаются оссов, а частью могут относиться к другим племенам северного Кавказа.”

Он пишет, что свидетельства об аланах только отчасти касаются осетин. Только ОТЧАСТИ. Дальше он пишет, что они частью могут относиться к другим племенам северного Кавказа. Здесь следует сказать, что они не просто могут, а реально относятся к другим племенам Северного Кавказа, поскольку если сведения об аланах только отчасти касаются осетин, то сведения об аланах не касающиеся осетин, относятся непосредственно к другим племенам Северного Кавказа.

6) Далее Миллер пишет:

“…название аланы в свидетельствах средневековых историков и географов обнимало и предков нынешних осетин…”

Из этой цитаты ясно, что для Миллера название аланы относилось к разным народам, в числе которых были и осетины.

Всеволод Миллер – один из основателей иранской версии происхождения алан, согласно которой – осетины – потомки алан, признавал, что помимо осетин были и другие аланы, в которых, исходя из данных предоставляемых Миллером, мы легко узнаем предков чечено-ингушей.

fotki-asses

Причем эти “другие аланы” имели у себя столицу Алании – Маас, которая никакого отношения к осетинам не имеет.


Статью подготовил Руслан Нальгиев, 07.10.2016

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *