Краткое описание доказательной базы аланства вайнахов у Хизриева

Чеченский ученый Х. А.Хизриев об аланах и Алании :

“Сведения о раннесредневековых чеченских племенах (нахчематяне, кисты, дзурдзуки, цанары и др.), особенно проживавших на Северном Кавказе, являются отрывочными, эпизодическими, иногда единичными и по ним невозможно представить картину этнического, социально-экономического, политического развития Чечни и её взаимоотношений с соседними народами. Это связано с тем, что чеченцы и Чечня, наряду с Центральным Кавказом, в период раннего средневековья покрывались этническим названием аланы (асы) и Алания, причём во всех без исключения источниках – греческих, латинских, хазарских, армянских, грузинских, сирийских, арабских, персидских, русских, западноевропейских, а позже монгольских и китайских. Проштудировав все доступные источники, можем сказать, что средневековая история чеченцев и Чечни немыслима без алан и Алании. Однако в исторической науке сложилось традиционное мнение, что аланы – пришлый ираноязычный народ, который якобы является прямым предком осетин. В Чечне сложилась группа учёных (историки, археологи и языковеды), у которых такая постановка вопроса вызывает серьезные сомнения.
Во-первых, ни один известный нам источник не утверждает, что аланы говорили на иранском (персидском) языке. Об ираноязычности алан говорят современные (нынешние) исследователи. Нет сведений и о пришлой природе алан. Наоборот, источники называют их «рождёнными на Кавказе» (Гай Соллий Аполлинарий Сидоний). <…>
Во-вторых, археологический материал бытовых памятников I тыс. н. э. (городищ и поселений) и инвентарь погребальных сооружений (катакомб, подземных склепов, грунтовых ям, скальных захоронений) показывают, что они имели местные кавказские корни, и нет следов об ираноязычности алан. <…>
В-третьих, средневековая материальная культура алан (башни, склепы, святилища, одежда, оружие, украшения и т.д.), единая для всего Центрального Кавказа, сложилась в границах знаменитой кобанской культуры I тыс. до н.э. и является её генетическим продолжением. А принадлежность кобанской культуры к аборигенам ни у кого не вызывает сомнений, она в основном охватывает территорию пяти республик: Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Пятигорье. «Наличие на территории Осетии, Балкарии и даже Карачая топонимов иберийско-кавказской семьи языков – не парадоксальное явление, а реально исторический факт, если учесть мощный кавказский субстрат в языках осетин, балкарцев и карачаевцев», – писал К.З. Чокаев почти 40 лет тому назад.6
В-четвёртых, имеется определённое количество чеченских слов в осетинском, балкарском, карачаевском языках и значительный пласт чеченской топонимики и гидронимики в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, который мог запечатлеться там только в древности и в период раннего средневековья. <…>
Если признать алан ираноязычным народом, то для крупного этноса (чеченцев) не остается места в средневековой истории Центрального Кавказа, так как Алания на востоке граничила непосредственно с Дагестаном.”

(К вопросу о чеченцах в древности и средневековье, Х. А. Хизриев, http://chechenlaw.ru/?p=311).

Нашу историю не скрывали, ее списали на осетин.

Фрагменты карты the Khazar Empire, map of Europe in the Age of Charles the Great, from Karl von Spruner, _Historisch-geographischer Hand-Atlas_ (Gotha, 1854).
photo-91772784_422949703
Карта составлена возможно по обстановке 8-10 вв.

Alania – Ингушетия, Чечня и другие территории принадлежавшие аланам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *