Происхождение слова алан согласно Ю. Д. Дешериеву

Происхождение слова алан.

Согласно Ю. Д. Дешериеву, формы аьла и эла, означающие князь, встречающиеся в
вайнахском языке,
образовались от слова алон — повелевающий. Слово это восходит к древневайнахскому слову ало — говорит, повелевает, которое в свою очередь восходит к слову ал — сказать, повелеть.

Это слово образовано по типу подобных образований в других языках.

Примеры:
1.араб. амр — повеление, отсюда амир — повелитель.
2. рус. повеление, отсюда повелитель.

Сравни с ними:
вайнах. ал — сказать, повелеть, от которого происходит слово алон — повелевающий.

«Глагол «говорить, сказать» относится к числу наиболее устойчивых почти незаимствуемых глаголов: чеч. ал (а), бацб. «алъ»(а) – «скажи, говори, прикажи, повелевай». Эта общенахская основа, восходящая к нахскому языку-основе, в форме наст. времени сохранилась только в бацб.: бацб. алъо<алъ-о-н, чеч. ол-у-н<ал-о-н – «говорящий, повелевающий». Форма этого причастия путем субстантивации превратилась в отглагольное имя существительное: бацб. ало, чеч. эла<ала, инг. аьл(а)<ала – «князь, владыка»».
(Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов, Ю. Д. Дешериев, 1963 год, стр.46-47).

Таким образом, выстраивается следующая схема происхождения слова алон — повелевающий:

ал — повелеть, ало — повелевает, алон — повелевающий.

По типу:

1) вехк — связать, вехко — связывает, вехкон — связывающий;

2) лел — ходить, лело — ходит, лелон — ходящий.

Слово алон нужно произность правильно, с ударением на первую букву — а̄лон, поскольку образовано от слова а̄ло — повелевает, которое восходит к а̄л — повелеть.

Уже в глубокой древности слово алон стало звучать как алан, поскольку в хурритском языке, родственном вайнахскому, свыше 3 тысяч лет назад присутствовало
слово «алани» со значением «госпожа» (т.е. повелевающая, повелительница) (см. Хурритская мифология, (см. Хурритская мифология, http://bit.ly/2955SRS).

В хурритской мифологии встречается также имя Аланзу. Это имя принадлежит дочери мифического персонажа Хебат (см. Хебат, http://bit.ly/2icH6GL).

Возможно имя Аланзу переводится как «алан Зу» — «госпожа Зу», «повелевающая Зу», «повелительница Зу». Но пока это лишь предположение.

Значения слова «алан» в хурритском языке требуют дополнительного изучения.

Согласно историческим источникам — текстам и картам, население Средневековой Чечни и Ингушетии называлось аланами, а их страна — Аланией. Полноценную информацию по этим источникам вы найдете на сайте alanoymork.com  ИншаАллах1.

Поскольку я считаю, что слово алан восходит к древневайнахскому слову алон — повелевающий, к которому восходит и хурритское алани (госпожа), то самоназвание вайнахов в Средние века «алан» я могу перевести как «повелевающий». Поскольку слово алан (повелевающий) обозначает управляющее сословие, то это слово одновременно означает и князь, и дворянин (аристократ), и господин.

Таким образом, предки вайнахов называли себя аланами, т.е. князьями, дворянами.

Фундаментальное доказательство этого утверждения мы находим в труде древне-римского историка Аммиана Марцеллина «Римская История», где он пишет, что все аланы благородного (т.е. княжеского, аристократического) происхождения.

“Halani <…> They do not know the meaning of slavery, since all are born of noble blood” (The Roman History
of Ammianus Marcellinus, Book XXXI, 21, 25;http://bit.ly/2hRH5oX).

Перевод:

“Аланы <…> Они не знают, что такое рабство, все они по рождению благородной крови” (Аммиан Марцеллин, Римская История, Книга XXXI).

Позже него средневековый итальянский дипломат Джованни Мариньолли (род. ок. 1290 г.— ум. после 1357 г.) пишет о десятках тысяч аланах в Китае как о князьях, а об аланском народе в целом он пишет, что это благородный (княжеский, аристократический) народ.

“Moreover the chief princes of his whole empire more than thirty thousand in number, who are called Alans, and govern the whole Orient <…>”
(The travels of John de Marignolli, 1339-1353;http://bit.ly/2htCacJ)

Перевод:

“Более того, главные князья всей его империи числом более тридцати тысяч, которые зовутся Аланами и управляют всем Востоком <…>”.

Мариньолли пишет, что князья зовутся аланами. Возможно, что он использует слова князь и алан как слова синонимы, как слова имеющие идентичное значение.

Или же, он использует слово алан как национальное название. Но даже при таком случае, указанные им свыше 30 тысяч человек аланов, которые все являлись князьями, говорит нам о том, что бывшие в Китае свыше 30 тысяч аланов — громадное число людей по тем временам — считало себя князьями и их воспринимали как князей.

В другом месте того же текста Джованни Мариньолли называет всех аланов благородным (княжеским, дворянским) народом и употребляет к нему эпитеты «величайший» и «благороднейший», подчеркивающие знатность аланского народа, его аристократическое положение. После этого он пишет, что аланы «самые справедливые и смелые из мужчин»:

“Shem was anxious to maintain the worship of the true God, and his history we shall now follow. In the second year after the flood he begat Arfaxat, who in turn begat Elam, from whom the noble race of the Alans in the East is said to have sprung. They form at this day the greatest and noblest nation in the world, the fairest and bravest of men”

“Шем стремился поддерживать поклонение истинному Богу, и его истории теперь мы должны следовать. Во второй год после потопа у него родился Арфаксат, у которого, в свою очередь родился Элам, от которого, как говорят, произошел благородный народ аланов на Востоке. Они образуют на этот день величайший и благороднейший народ в мире, они самые справедливые и смелые из мужчин”.

В древности вайнахи назвали себя словом а̄лан – князь, благородный. Во множественном числе – а̄ланой – благородные, князья. Форма аланой в виде алануй зарегистрирована на аланской надписи с Маяцкого городища (Я. С. Вагапов, Вайнахи и Сарматы, Нахский пласт в сарматской ономастике, Грозный, «Книга», 1990 г.,http://www.chechnyatoday.com/downloads/chechenskiy_ar..).

Со временем слово “а̄лан” перешло в “а̄ла”. Форма “а̄ла” сохранилась в бацбийском языке, родственном вайнахскому. В вайнахском языке эта форма также изменилась в а̄ле, а̄ьла и э̄ла. Такие трансформации слова алан произошли в вайнахском языке между 15-18 веками, поскольку в 15 веке вайнахи обозначаются как аланы (И. Галонифонтибус, карта Фра Мауро, Л. Халкокондил), а в 18 веке И. Гильденштедт уже представляет форму “aela”, переводя ее на русский язык как “боярин” (И. Гильденштедт, Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг., Санкт Петербург, 2002, стр. 324).

Формы а̄ьла и э̄ла (князь) образуют прилагательные а̄ьлан и э̄лан (княжеский, дворянский) широко встречающиеся в вайнахском фольклоре. Форма э̄лан широко встречается в географических названиях Чечни. Среди вайнахов также используется слово “э̄лан” для обозначения благородных людей, для обозначения вайнахов, относящихся к княжеским кланам, каковыми считались коренные кланы Вайнахии.

От форм аьла и эла, которые означают князь, образуются множественные формы аьлий и элий, со значением князья. Словами аьлий и элий (князья) обозначаются представители коренных кланов Вайнахии.

Схема изменения звучания слова алон (князь, повелевающий) в вайнахском языке с древнейших времен:

1) Алон
2) Алан (множественная форма Аланой, прилагательная форма Аланан в ед
ч., Аланойн в мн. ч.)
3) Ала
4) Аьла (множественная форма Аьлий, прилагательная форма Аьлан в ед. ч.)
5) Эла (множественная форма Элий, прилагательная форма Элан в ед. ч., Элийн в мн. ч.).

Автор: Руслан Нальгиев
Дата: 20.12.16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *